Дневные ходовые огни своими руками

C 20 ноября 2010 года в России вступили в силу поправки к Правилам Дорожного Движения, в числе которых содержится требование, чтобы в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения были включены фары ближнего света, противотуманные фары или дневные ходовые огни.

Дневные ходовые огни (или DRL – Daytime Running Lights) представляют собой дополнительные световые приборы, установленные на передней части автомобиля. Иногда они совмещены с головным светом: штатные лампы ближнего или дальнего света, включенные на неполную мощность. Дневные ходовые огни должны отключаться при включении габаритов, ближнего и дальнего света.

Схема установки ДХО

Поскольку раньше мы такого чуда не знали, на автомобилях, находящихся в эксплуатации, дневных ходовых огней, как правило, не предусмотрено. Все начали включать ближний свет.

Использование в качестве дневных ходовых огней ближнего света (имеется в виду включение штатного ближнего света клавишей, вместе с габаритами) хоть и самый простой вариант, но он обладает некоторыми недостатками:

  1. Сокращение срока служб ламп головного света. Постоянно включенные лампы во время работы расходуют свой ресурс. Это несущественно, если стоят обычные лампы: у них ресурс, как правило, большой. Но в случае, когда установлены лампы с улучшенной  светоотдачей, так называемые +30%, +50% и так далее, лампы менять придется часто. Учитывая их немаленькую цену, получается довольно невыгодно.
  2. Совместно с лампами ближнего света постоянно включены габариты и подсветка номера. В совокупности это дает постоянную прибавку к потребляемой мощности порядка 30 Вт. Кроме того, включенные задние габариты в светлое время суток ухудшают читаемость стоп-сигналов.
  3. Отсутствие автоматического включения. На мой взгляд, это самый большой недостаток: велика вероятность забыть включить и получить штраф, или забыть выключить и посадить аккумулятор.

Когда мне надоело щелкать каждый раз клавишей и ходить на стоянку проверять, выключил ли я сегодня свет, я озадачился установкой контроллера DRL. В продаже имеются некоторые готовые решения, обычно это светодиодные огни с контроллером или без. Отдельно контроллеров DRL выбор невелик.

В качестве дневных ходовых огней я решил использовать штатную оптику: ближний свет или противотуманки. Не хотелось лепить дополнительные лампочки, да и вопрос о внесении конструктивных изменений в систему освещения еще, как мне кажется, открыт. Отмечу кстати, что подключение дополнительных ходовых огней на светодиодах напрямую при включении зажигания хотя и не обременит сеть автомобиля дополнительной нагрузкой, противоречит ГОСТу: отдельно расположенные ДХО должны при включении света обязательно отключаться. Предполагаю, это из-за того, что так как их оптика не настраивается по высоте, то в темное время суток может слепить встречных.

Сначала я приобрел контроллер DRL-2-V:

Цена вопроса 599 рублей плюс пересылка. Сейчас цена увеличена до 699 рублей. Контроллер пришел по почте через неделю. Контроллер представляет собой маленькую плату, обтянутую термоусадочной трубкой, из которой выведен шлейф проводов под припайку. Под термоусадочной трубкой прощупывалась кнопка для программирования различных режимов.

В комплекте была схема подключения, и установка контроллера дневных ходовых огней на ВАЗ 2110 заняла около получаса. Достаточно было вытащить из гнезда клавишу переключателя наружного освещения и припаять проводки к контактам согласно прилагаемой схеме.

Устройство предоставляет следующие основные функции:

  • Включает ближний свет, противотуманные фары или дневные ходовые огни, в зависимости от схемы включения, по запуску двигателя с программируемой задержкой по времени;
  • Отключает дневные ходовые огни при включении габаритов;
  • Отключает дневные ходовые огни при поднятом рычаге ручного тормоза.

Я подключил контроллер DRL-2V к ближнему свету, и все сразу заработало. Устройство верно определяло по своим алгоритмам момент запуска двигателя, давало задержки на включение и выключение, как и описано в инструкции. Немного подумав, я решил переделать схему на противотуманки, в которые я планировал впоследствии поставить светодиодные лампы. Все сначала заработало и на противотуманках, но кое-какие последующие манипуляции с электропроводкой при включенном аккумуляторе привели к гибели устройства. Видимо, я его коротнул на корпус, и оно героически умерло, защитив собой штатные предохранители автомобиля. Как говорится, дай дураку стеклянный член в руки, так он и член разобьет, и руки порежет)).

Второй раз DRL-2V мне покупать не захотелось, ибо не место таким нежным устройствам в моем автомобиле. И тогда я решил собрать свой контроллер дневных ходовых огней, с блэкджеком и шлюхами©!

В качестве источника сигнала о запуске двигателя я использовал датчик давления масла двигателя. В автомагазине я приобрел два универсальных пятиконтактных реле по 40 рублей.

Пятиконтактное реле

Еще мне понадобилось несколько диодов, которые я выпаял по случаю из негодного блока питания от радиоприемника, клеммы, провода и изолента. Собрал следующую схему:

Схема подключения дневных ходовых огней от датчика давления масла
Схема подключения дневных ходовых огней от датчика давления масла

Реле К1 управляет включением ДХО по сигналам от датчика давления масла, концевика стояночного тормоза и от реле К2, следящего за включением габаритов.

Принцип действия схемы следующий: при включении зажигания (двигатель не запущен) датчик давления масла замыкает на массу контакт 85 реле К1. Катушка реле К1 запитывается током и размыкает пару контактов 30-87а, тем самым не давая включиться дневным ходовым огням (вывод +DRL).

При запуске двигателя контакты датчика давления масла размыкаются, контакт 85 реле К1 отключается от массы, и на вывод +DRL поступает напряжение, включающее дневные ходовые огни.

При включении габаритов, реле К2 замыкает контакт 85 реле К1 на массу, и дневные ходовые огни отключаются. Аналогично действует и концевик стояночного тормоза (правда, я его так и не подключил за ненадобностью).

При поднятии рычага ручного тормоза все происходит аналогично, контакт 85 реле К1 замыкается на массу и ДХО выключаются.

Диоды VD1…VD3, показанные на схеме, служат для гальванической развязки управляющих цепей.

Реле я скрутил между собой изолентой, и запрятал под приборную панель, обернув поролоном, чтобы не гремело. Подключение (+Габариты, +IGN, -GND) производится к клавише включения наружного освещения, вывод контакта от датчика давления масла был найден также неподалеку: на колодке приборной панели. Естественно, для этого ее пришлось снять.

Подключение в качестве ДХО противотуманных фар производится по аналогии, но нужно поставить еще один диод для развязывания цепей габаритов и противотуманок.

Схема работает без нареканий уже несколько лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *